ОСОБЕННОСТИ УХОДА ЗА ДЕТАЛЯМИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ САМОЛЕТОМ (ВЕРТОЛЕТОМ)
Учитывая большую важность системы управления самолетом (вертолетом) в обеспечении безопасности полета за ее элементами ведут систематический уход и неослабный контроль в процессе эксплуатации.
Уход за элементами конструкции системы управления самолетом обычно мало чем отличается от описанных методов в других разделах настоящей книги. В процессе эксплуатации необходимо следить за качеством и надежностью деталей системы управления при их работе, особенно за гидравлической системой управления самолетом, чистотой рабочей жидкости, не допускать ее утечки; за шарнирными соединениями, не допускать люфтов в сочленениях, выше предельных, а также грязи и коррозии на агрегатах системы управления. При этом узлы систематически очищают от грязи и старой смазки с помощью кисти (шприца) и бензина Б-70 или очищенного керосина. После чего их осматривают с применением соответствующих инструментов и приспособлений, а затем смазывают смазкой ЦИАТИМ-203 или ЦИАТИМ-201 (рис. 4.25). Некоторые подвижные соединения смазывают трансформаторным маслом. Если его нет, разрешается применять масло МК-8.
При осмотре управления самолетом широко используют инструментальные методы и методы дефектоскопии. Следует иметь в виду, что элементы конструкции системы управления (тяги, качалки и агрегаты) подвергаются значительным статическим и вибрационным нагрузкам, вызванным работой силовых установок, динамическими нагрузками при взлете, посадке и в полете. Под действием этих нагрузок могут появляться трещины, которые при дальнейшей эксплуатации приведут к разрушению тяг, узлов, качалок или рычагов. При ремонте или замене какой-либо тяги в управлении необходимо исключить установку на самолет тяги из другого материала, а также изменение ее длины и внутреннего диаметра во избежание изменения собственной частоты колебаний, увеличения вибрационных нагрузок и разрушения.
В управлении необходимо не только быстро выявить или устранить отказ, но и предупредить его появление. Большинство неисправностей предупреждают путем строгого выполнения инструкций и указаний по эксплуатации и уходу, но некоторые из них следует прогнозировать, как, например, повреждение шарикоподшипников, шарнирных соединений, узлов управления и гидравлической системы.
Рис. 4.25. Места смазки деталей
управления самолетом:
1 — головка колонки; 2 —основание колонки: 3 — педали; 4 — пульт ножного управления; 5 — пульт управления триммерами руля высоты;
6 — герметический узел элеронов;
7 — качалки; 8 — стык тяг; 9 — секторная качалка рулевой машины элеронов; 10 — качалка элерона; 11— управление триммером элерона;
12 — герметический вывод тяг;
13 — герметический вывод тросов;
14 — трим мерный винтовой механизм; 15 — распределительный барабан; 16 — карданный вал руля направления; 17 — управление триммером руля направления; 18 — секторные качалки